В Нижнем Новгороде люди с ограниченными возможностями осваивают 3D-принтер, занимаются спортом и помогают друг другу

3D-принтер, комплект оборудования виртуальной реальности, станок с числовым программным управлением… Со всем этим современным оборудованием в Нижнем Новгороде ловко управляются люди, для которых еще недавно сама возможность получить работу была практически недостижима.

— У нас принято считать, что люди с инвалидностью должны работать сторожами или “собирать гаечки в пакетик”. А мы решили, что нужно пробовать свои силы более смело, — так говорит председатель Нижегородской организации культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов «Инватур» Андрей Буланов.

Более 20 лет “Инватур” помогает людям с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата и колясочникам после получения инвалидности принять свое изменившееся тело, найти работу, смысл в жизни.

В этом году при поддержке президентского гранта «Инватур» запустила масштабный проект “Инновации для интеграции”. Для людей с инвалидностью проводят юридические и психологические консультации, рассказывают о том, как отстоять свои права. Помогают начать заниматься адаптивным спортом — боччей, точным ориентированием, выезжать на соревнования.

В Нижнем Новгороде людям с инвалидностью помогают заниматься спортом, выезжать на соревнования Фото: Инватур
В Нижнем Новгороде людям с инвалидностью помогают заниматься спортом, выезжать на соревнования Фото: Инватур

А “сердце” проекта — учебно-производственная мастерская «АРТель». Здесь люди с ограниченными возможностями здоровья осваивают современное технологичное оборудование и пробуют себя в разных профессиях — дизайнера, оператора, менеджера, программиста…

— Мы хотели дать людям с инвалидностью возможность найти себя в современных профессиях, в которых не так много специалистов. Подобрали специальности разного уровня сложности — кто-то готов работать с программами, кто-то может заниматься обслуживанием станков, а кому-то доступна сфера логистики. Обучение прошли уже более 15 человек, есть еще заявки. Мастер, который проводит занятия, сам человек с инвалидностью, — рассказывает Андрей Буланов.

В мастерской создают сувенирную продукцию с социальной тематикой, тактильные пособия для незрячих, тренажеры, которые помогают развивать моторику и другие средства реабилитации.

— Наш принцип: “Ничего для нас без нашего участия”, — говорит Андрей Буланов.

Все сотрудники организации “Иватур” — люди с инвалидностью. Но несмотря на ограниченные возможности здоровья, они занимаются любимым и полезным делом, находят время и силы на спорт и подают пример другим. Важно, что здесь “равный помогает равному”.

Более 20 лет “Инватур” помогает людям с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата и колясочникам после получения инвалидности принять свое изменившееся тело, найти работу, смысл в жизни

Более 20 лет “Инватур” помогает людям с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата и колясочникам после получения инвалидности принять свое изменившееся тело, найти работу, смысл в жизни

— Юрист нашей организации — инвалид по зрению. Тренеры, которые обучают людей пользованию инвалидной коляской — сами колясочники. Мы стараемся быть примером того, что инвалидность — не приговор. Глядя на нас, люди видят, что есть другая жизнь и она может быть не менее интересна, — рассказывает Андрей Сергеевич.

Чтобы помочь людям, только оказавшимся в инвалидном кресле, сотрудники “Инватур” начали работать с больницами Нижнего Новгорода.

— Я сам в 2002 году стал инвалидом первой группы и поначалу не понимал — что делать, что такое инвалидность. Часто бывает, что человек зацикливается на том, что он должен встать с коляски, годами не вылезает из больниц — и при этом забывает жить. Мы говорим о том, что рекомендации медиков нужно выполнять обязательно — но нужно и идти дальше, не опускать руки. Учиться, находить работу, заниматься спортом… Раньше считалось, что человек должен сначала вылечиться — а потом нужно заниматься социальной реабилитацией. Сейчас есть понимание, что эти процессы должны вестись параллельно. Стоит научить человека жить в том состоянии, в котором он сейчас находится, — уверен Андрей Буланов.

Благодаря президентскому гранту “Инватур” уже два года подряд летом проводит спортивно-реабилитационный лагерь, где обучает пользованию инвалидной коляской людей, только недавно столкнувшихся с физическими ограничениями. Занятия не только помогают освоить новые навыки, привыкнуть к своему, теперь уже другому, телу — но и иначе взглянуть на жизнь.

В спортивно-реабилитационном лагере людей с инвалидностью учат пользоваться коляской: управлять ей, безопасно падать, если наткнулся на препятствие Фото: Инватур
В спортивно-реабилитационном лагере людей с инвалидностью учат пользоваться коляской: управлять ей, безопасно падать, если наткнулся на препятствие Фото: Инватур

Для того, чтобы люди с инвалидностью не оказались заперты в четырех стенах, а могли каждый день добираться на работу и жить полноценной жизнью, “Инватур” также запустил проект “Автомобилизация”:

— Начав заниматься трудоустройством людей с инвалидностью, мы столкнулись с тем, что многим тяжело просто добираться до работы. Решением проблемы мог бы стать автомобиль с ручным управлением, но с 2005 года в городе не было автошколы для людей с инвалидностью. И мы нашли автошколу, договорились с ней и в прошлом году восемь человек сдали экзамены. Один из них, кстати, теперь работает в нашей организации, недавно ездил на своем автомобиле с женой на отдых в Сочи, — говорит Андрей Буланов.

Продолжить эту работу в 2020 году снова поможет президентский грант: новый проект посвящен как раз мобильности людей с инвалидностью и организации в Нижнем Новгороде доступной среды.

Источник: bel.kp.ru

Народный маршал

20 ноября исполнился 91 год со дня рождения героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Михаила Ульянова.

Можно сформулировать величие Михаила Александровича Ульянова с помощью формальных признаков. Например, попытаться произвести впечатление перечислением его званий, наград, регалий: народный артист СССР, лауреат Государственных, театральных, Ленинских и Президентских премий, орденоносец советских и российских орденов, обладатель приза Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, Герой социалистического труда… Для нас же, простых зрителей, Михаил Ульянов будет велик тем и только тем, что был по-настоящему Народным артистом. Если бы звание «Народный артист» присуждали по нескольку раз, то Михаил Ульянов давно был бы и дважды, и трижды народным. Лицо поколения, характер эпохи. Такое нельзя сыграть. Таким нужно родиться. 
Он был честен до конца и на экране, и в жизни. 

Верно сказал про Ульянова, актер Алексей Баталов: «Михаил был такой актер, который должен быть в этой культуре. Который может играть и Шекспира, и Достоевского, и Булгакова, и Вампилова, и Шукшина… Когда он играл, герой его казался совершенно живым человеком. Ни на сцене, ни в кино он не выделывался, казалось, он не использует никакие приемы, выразительные средства, а — живет!» . 
Если собрать все кинороли и спектакли, телезаписи, литературные чтения и радиопостановки Михаила Ульянова, – выяснится, что на жизнь оставалось, по сути, очень мало времени. Да, он был прекрасным мужем, отцом и дедом, да, он двадцать лет руководил не самым легким театром, да, в качестве вождя Союза театральных деятелей он больше других сделал для своего пестрого и трудного цеха, – но прежде всего Ульянов умел делать на сцене то, чего не умел никто другой. А в кино ему удавалось скреплять страну. 
Мировую историю тоже можно учить по Ульянову. Великий уже при жизни, он знал, как с зашкаливающей долей достоверности быть великим на сцене и на экране. Антоний в «Антонии и Клеопатре», шекспировский Ричард III, Цезарь, Ленин и, конечно, блистательно сыгранный маршал Жуков. 

Как известно, актеры не очень любят, когда их ассоциируют с одной ролью, пусть и принесшей им славу. У Михаила Ульянова такая роль была — роль маршала Георгия Жукова. И несмотря на то, что среди огромного количества созданных им образов были и другие сильные мира сего — Ленин, Киров, Наполеон и даже Сталин, Жуков и Ульянов в сознании зрителей, выросших на знаменитых киноэпоппеях о Великой Отечественной, представляют собой почти одно целое. Столь прочной ассоциации с реальным человеком из актеров его поколения не вызывал, пожалуй, никто. 

Удивительно, но при всём разнообразии ролей актёра, ни одна из них не соответствовала настоящему Ульянову, такому, каким он был в жизни. Его бурный, длительный творческий путь резко контрастировал с размеренным бытом. Полную пьянок, да гулянок «развесёлую жизнь», как говорил сам актёр, он оставил на заре своей карьеры, когда однажды в начале 50-х годов очнулся на трамвайных рельсах. Инцидент натолкнул Ульянова на мысль о необходимости женитьбы. Супруга, Алла Парфаньяк, женщина серьёзная, властная, направила неукротимую энергию мужа в мирное, творческое русло. Внешние данные сибиряка Ульянова, невысокий рост, крепкое телосложение, въедливые глаза на мощном суровом лице, точно выбитом из куска мрамора, способствовали тому, что режиссёры видели в актёре мощь, напор, силу личности. Ульянов не подводил ожиданий, с неизменным успехом воспроизводя то, что от него требовали. Однако, за брутальной внешностью, за яркими, эмоциональными образами скрывался человек мягкий, стеснительный, робкий и обходительный. При этом Ульянов проявлял себя натурой необычайно цельной и последовательной: всю жизнь он сохранял верность одной женщине, с которой прожил более пятидесяти лет, и одному театру, Театру им. Вахтангова, где прослужил почти шестьдесят лет, двадцать из которых на посту художественного руководителя. 

Через всю карьеру актёр пронёс амплуа современного социального героя, благодаря чему на примере его работ можно проследить характерные изменения в жизни страны. Сыгранные им в середине 50-х годов пламенные энтузиасты, геологи и метростроевцы, к концу 70-х прошли путь к уставшим и внутренне надломленным партийным функционерам. А некогда исполненный Ульяновым народный избранник, председатель колхоза, постарев, был вынужден превратиться в народного мстителя, ворошиловского стрелка. Другим амплуа Ульянова были всевозможные крупные исторические персонажи. «Будучи самого рабоче-крестьянского и среднестатистического вида и стати», Ульянов сыграл в театре и в кино массу всевозможных королей, императоров, предводителей, вождей и так далее. На сцене он был и Цезарем, и Антонием, и Ричардом III, и Наполеоном, и Кировым, и Сталиным. На экране играл Понтия Пилата и неоднократно – Ленина. А большинству зрителей, в первую очередь, запомнился, конечно же, маршалом Георгием Жуковым, роль которого актёр исполнил более десяти раз. На эту тему даже ходила шуточка, мол, «Жукова меньше держат за Жукова, чем Ульянова». 
Диапазон ульяновских ролей настолько широк, что некоторые его образы кажутся взаимоисключающими. То он исполнял роли положительных, открытых, честных, едва ли не идеальных героев, как, к примеру, в «Добровольцах» (1958), то играл совершеннейших мерзавцев и подлецов, как в «Тишине» (1963). С одной стороны, в таких картинах как «Битва в пути» (1961) и «Председатель» (1964) он являл собой образ настоящего мужика, надёжного как скала, уверенного в себе, решительного, настойчивого. Но с другой стороны, к примеру, в камерной драме «Без свидетелей» (1983) исполнял роль героя, на глазах терявшего последние остатки человеческого облика, жалкого и ничтожного. Одни его образы, в первую очередь пресловутый маршал Жуков, ярчайшим образом символизировали официальную идеологию. В то время как роли баловней режима, к примеру, писателя Кима Есенина в «Теме» (1979/1987) или экс-директора предприятия Абрикосова в «Частной жизни» (1982) эту же самую идеологию развенчивали. Вместе с тем, Ульянов оставался выразителем народных дум и чаяний. В «Председателе» (1964) он показал всеобщую надежду на возможность построения лучшей жизни, в «Доме под звёздным небом» (1991) – тотальную растерянность, а в «Ворошиловском стрелке» (1999) – усталость от беспредела и готовность восстанавливать справедливость самыми радикальными мерами. 

Ульянов мог быть холодным и сдержанным, исполняя роли Ленина и Жукова. Но гораздо интереснее он был в образах эксцентричных, эмоциональных, взрывных. Таким является его Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых» (1968) или белогвардейский генерал Чарнота в экранизации произведений Михаила Булгакова «Бег» (1970). Ульянов совершенно феноменально играл сцены истерики, кривляний, паясничества, фиглярства. А с какой страстью он выдавал вспышки гнева, припадки безумия. По словам Ульянова, кого бы он ни играл, прежде всего, он стремился «увидеть человека», «понять человека». Потому в официозных ролях ему удавалось наделить сильных мира сего умеренным, но необходимым обаянием, а безумие передать правдоподобно, убедительно, раскрывая, как правило, стоящее за ним отчаяние. Не случайно, сам Ульянов так характеризовал своё творчество: «…Я актер. Я скоморох и трагик. Скоморох — потому что смешу людей. Трагик — потому что люблю и ненавижу, страдаю и умираю на сцене в тысячах образов». 

Сергей Соловьёв назвал Ульянова «человеком на все времена», имея ввиду его личные качества, простоту, обаяние, честность, открытость, доброжелательность. Эти качества были у Ульянова врождёнными, и ни всенародная известность, ни высочайшее признание властей их не изменили. Потому, вероятно, и творческий путь его был столь долог, а сам актёр во все времена универсален. 

У каждого из нас есть свой Ульянов. Для кого-то он навсегда останется Жуковым, для кого-то он Трубников, кто-то восхитится его ролью в «Антикиллере», а кто-то вспомнит Кайтанова в «Добровольцах». 
Главное в другом. Ульянов был примером настоящего русского характера, мятущегося между прославлением власти и кровавым бунтом. Характера тяжелого, не всегда привлекательного, но готового к самопожертвованию и великому терпению. В этом смысле Михаил Ульянов — один из самых народных артистов, которых когда-либо знала наша страна. 

Он не дожил до своего 80-летия нескольких месяцев.26 марта 2007 г.в московской клинике Союза театральных деятелей после тяжелой болезни скончался Михаил Ульянов. 
Правильнее всего написать: ушел великий русский артист. В этой фразе все точно. Но хочется написать иначе: умер истинно прекрасный человек. Неизменно вызывавший к себе приязнь и уважение. Чуждый всех дурнопахнущих прелестей театрального мира — закулисной пошлости, зависти, интриг. Он казался воплощением человеческой надежности и порядочности, не высокородной — природной.Он сумел быть не только истинно народным. Он сумел быть еще и величественным. 
О нем, чуть перефразируя слова Гамлета, можно было бы сказать: «Он человек был в полном смысле слова. Уж нам такого больше не видать!». 
Не знаем, как в жизни — на сцене точно не видать.

Источник: vk.com

Иван Андреевич Крылов

21 ноября 1844 года ушел из жизни Иван Андреевич Крылов. 
Литературу Крылов считал призванием, но у него была и вполне обыденная профессия: он трудился в императорской публичной библиотеке и слыл большим любителем книг, даже коллекционировал редкие издания. Басни Крылова, сюжеты многих из которых он позаимствовал у Эзопа и Лафонтена, были далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. За полным недомолвок эзоповым языком скрывалась жесткая критика современного баснописцу общества. Неудивительно, что его произведения подвергали не менее жесткой критике и запрещали к публикации. Цензура в его смягчилась лишь после смерти Екатерины Второй, которая недолюбливала его за насмешки над ее порядками и даже подвергала литератора преследованиям. 

Работать начал в 10-летнем возрасте, так как после смерти его отца и без того бедная семья вообще осталась без средств. Чтобы хоть как-то помочь матери, мальчик поступил на службу в Тверской суд. Позже семейство, потерявшее кормильца, перебралось в Петербург, где мать Вани смогла получить пенсию по вдовству. Крылов был во всех отношениях выдающимся классиком. Из-за пристрастия к еде он славился тучностью и часто становился объектом шуток окружающих. Причем разной степени остроты: от легкой иронии до откровенного сарказма. Но всегда с достоинством выходил из неловких ситуаций. Однажды, гуляя по улице, он услышал, как нагловатые молодые люди назвали его тучей. Иван Андреевич отреагировал мгновенно: «Да, вот и лягушки что-то расквакались». 

Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить. Сокрушался по поводу дворцовых обедов, откуда всегда уходил голодным: суп подают чуть на донышке, пирожки — с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Сущее наказание для того, кто знает толк в еде! А потому он не имел привычки отказываться от вкусностей. На одном из обедов у императрицы Марии Федоровны, чувствующий неловкость за соседа Жуковский шепнул Крылову: «Откажись хоть раз! Дай императрица тебя попотчует». В ответ от продолжавшего «нагружать» тарелку Крылова услышал: «А вдруг не попотчует!» Друзья, знавшие об отменном аппетите Крылова, обычно готовили на званый обед дополнительное кушанье или предлагали специальное меню – исключительно для Ивана Андреевича. На одном из таких обедов, увидевший вынесенное произведение искусства из громадных гусиных печенок и трюфелей, Крылов сделал вид, что обижен – о «сюрпризе» его не предупредили. На слова хозяина: «Найдется ли еще местечко?», самодовольно и иронично оценивая собственные габариты, Крылов протянул: «Место-то найдется, но какое? Первые ряды все заняты, партер весь, бельэтаж и все ярусы тоже. Один раек остался». Он предпочитал не ложиться спать натощак: тарелочку кислой капусты да кувшинчик кваска на сон грядущий – так, на всякий случай, чтобы в горле не пересохло. 

Если будучи в Петербурге Крылов периодически пытался «соответствовать», то где-нибудь в глуши, на даче расслаблялся окончательно. Однажды это чуть не стоило ему жизни. Отдыхая у одного из друзей в загородном доме, Крылов отправился на прогулку. Традиционно с взлохмаченными волосами, но на этот раз… в чем мать родила. Местные крестьяне приняли бродящего в роще Крылова, размышляющего, видимо, над очередным сюжетом, за лешего и попытались его утопить. Наудачу вернулся хозяин дачи, который спас «хозяина леса» и уговорил впредь не пугать аборигенов своим эксцентричным внешним видом. Впрочем, гений не внял совету: во время визита князя Голицына, Крылову было лень спросонья одеваться и он уселся к конторке голышом. Увидев картину, князь не смог удержаться от смеха: «Вот люблю Крылова! Вечно за своим делом! Жаль только, что слишком легко одет». 
Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души. Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей. Иван Андреевич с легкостью подписал документ. Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы». 
Именно с Крылова Гончаров «срисовал» своего главного персонажа – Ильи Обломова. Любимым предметом меблировки Ивана Андреевича действительно был его диван. Еще одной «достопримечательностью» дома считалась висящая над диваном картина: очень тяжелая и размещенная под критическим углом. Друзья не раз советовали хозяину закрепить ее как следует, чтобы не случилось беды. На что Крылов, не изменявший своим принципам, отвечал, что даже если картина и упадет, то пролетит по касательной, а значит, его голова останется цела. Крылов был очень азартным человеком. Он с удовольствием наблюдал за петушиными боями и виртуозно играл в карты, обчищая своих соперников до последней копейки. 

Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие. Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни. Так известен комментарий Крылова на постановку комедии «Урок дочкам», главные роли в которой сыграли знаменитые Катерина Семенова и Софья Самойлова. К тому времени обе женщины были матерями семейств, в почтенных летах и довольно объемисты. Крылов не поленился прийти на спектакль, а когда у него спросили мнение, ответил, что «опытные актрисы сыграли очень хорошо», только вот комедию надобно было назвать не «Урок дочкам», а «Урок бочкам». А вот еще анекдот. Как-то была у Крылова на ноге рожа. Он с трудом вышел на прогулку по Невскому. Проезжающий мимо знакомец, не останавливаясь, кричит: «Как рожа? Прошла?» «Проехала!» — пробубнил Иван Андреевич. Крылов не изменял своим привычкам до конца дней. Он нежился в лени и гурманстве. Этот умный человек, казалось, наслаждался ролью нелепого чудака. По просьбе Крылова каждый из друзей вместе с приглашением на его похороны получил экземпляр изданных басен, на котором под траурной лентой значилось: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». 

Улицы, носящие имя баснописца, есть минимум в 30 городах России. Иван Андреевич был первым баснописцем в русской литературе и, по сути, открыл для нее этот жанр.

Источник: vk.com

Потерявший жену Константин Хабенский сделал откровенное признание

Константин Хабенский редко дает интервью и практически никогда не говорит о личной жизни. Более десяти лет назад актер пережил смерть жены Анастасии Смирновой. Женщина умерла от опухоли головного мозга, когда ее сыну был год. Во второй раз артист женился летом 2013 года на коллеге Ольге Литвиновой. Супруги воспитывают двух дочерей.

Ольга Литвинова и Константин Хабенский в 2016 году. Фото: Евгения ГУСЕВА
Ольга Литвинова и Константин Хабенский в 2016 году.Фото: ЕВГЕНИЯ ГУСЕВА

Константин Хабенский много работает. Только за последнее время на экраны вышли семь полнометражных работ с участием звезды. Все-таки прокормить троих детей не так-то и просто. Старший наследник Иван проживает с бабушкой в Испании, а две лапочки-дочки занимают все свободное время многодетного отца.

Из-за занятости артист не всегда успевает даже посетить врачей. При этом, Константин называет проблемы со здоровьем самой большой неприятностью, которая может случиться с человеком. «Боюсь болезней. Поначалу ты боишься болезней, поскольку это неприятно. Потом, когда повзрослеешь, начинаешь бояться болезней, так как они доставят неудобство окружающим», — цитирует его «СтарХит».

Артист также переживает, что однажды все его достижения окажутся никому не нужны. Кроме того, для Хабенского очень важно одобрение детей. Константин мечтает, чтобы на склоне лет наследники действительно гордились достижениями отца.

«Какую-то часть жизни нужно оставить для себя. Другую следует прожить так, чтобы родители гордились. Третью необходимо провести так, чтобы твои дети в итоге сказали, какой ты молодец», — заявил 47-летний актер.

Хабенксий и Бондарчук зажигательно танцуют под песню Антохи MC.

Источник: KP.RU

Капитан дальнего плавания Валентина Яковлевна

Валентина Яковлевна Орликова — первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда. 

В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 — 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе «Двина». «Двина» возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу. 

Во время первого интервью ей задали такой вопрос: 
— Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами? 
Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее. 
— Страха не чувствовала, — говорила Валентина, — было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем. 

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил: 
— Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды. 
Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной» 

«Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине — капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, «широкоплечая гражданка», высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом. 

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях. 

Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек. 

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа. 


Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер «Айсберг». С его борта просили оказать помощь. 

«Какая помощь вам нужна ?» — на английском спросила Орликова. «Мне нужен господин капитан» — последовал ответ. «Я слушаю вас»- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан «Айсберга» и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке — капитана огромного океанского траулера…»

Источник: vk.com

Михаил Глузский

Вчера исполнился 101 год со дня рождения народного артиста СССР Михаила Андреевича Глузского.
Это особый дар – блистать в небольших ролях. Актер Михаил Глузский им обладал. В 1997 году он получил «Нику» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» – так члены Российской академии кинематографических искусств оценили его участие в картине «Мужчина для молодой женщины». Сам же Глузский считал это наградой за все, что сделал в кино, – более чем за сто фильмов и роли в большинстве своем второго плана…
Гаврош с Басманной

В театре «Школа современной пьесы», в приемной у худрука Иосифа Райхельгауза, висят две фотографии Глузского. Одна – портрет, а на другой (во всю стену) – Михаил Андреевич в окружении партнеров по спектаклю «Чайка». В «Школе современной пьесы» Глузский служил последние семь лет.

– Его обожала вся труппа, – вспоминает Райхельгауз. – Михаил Андреевич появился у нас благодаря Марии Владимировне Мироновой, которая захотела именно с ним играть пьесу «Уходил старик от старухи», – и мы пригласили Глузского из Театра киноактера, в котором он тогда работал… Спектакль имел огромнейший успех. Но через три года Мария Владимировна умерла, спектакль из репертуара сняли, а Михаил Андреевич в труппе остался. Мы считали его своим патриархом. До самых последних дней у него был удивительный вкус к жизни: он дружил с артистами значительно моложе его, прекрасно одевался, ходил с великолепной стильной тростью, всегда был в курсе театральных новостей. Но главное – в нем чувствовался аристократизм духа, качество крайне редкое и потому особенно ценное.

Если бы Мишке Глузскому, хулиганистому пацану, задире и заводиле с Басманной, году так в 1930-м кто-нибудь сказал про аристократизм, вот он посмеялся бы! Мишина мама была продавщицей, отец – профессиональным революционером, журналистом и поэтом – он умер от тифа в 1922 году, когда сыну шел четвертый год. После его смерти мать осталась одна в битком набитой коммуналке вместе с дочерью и сыном. Работала на износ. Заниматься детьми времени не было. Так откуда интеллигентность, манеры, культура общения?

– Наверное, это все же гены, – предполагает сын актера Андрей Глузский. – Много неясного с происхождением нашего дедушки. Говорили – из деревенских. Крестьянский поэт Андрей Гмырев (Михаил взял фамилию матери. – Ред.) . Но на единственной уцелевшей фотографии внешность у него совсем не крестьянская! И дом под Киевом, который спешно продавали после смерти деда, – с каких сбережений? Революция все перепутала… Но предоставленные сами себе папа и его старшая сестра оба тем не менее получили высшее образование. И оба в зрелом возрасте оставляли впечатление истинных интеллигентов.

– На папу оказала большое влияние семья нашей мамы, потомственные московские интеллигенты – артисты и священники, – считает дочь актера Мария Федотова. – Мама Екатерина Павловна была театроведом, 40 лет проработала в Институте искусствознания Академии наук. Родители читали всю литературу, которая была тогда под запретом, они знали и понимали больше других. Поэтому папа и не думал вступать в партию, несмотря на попытки заставить. А в пионерах и комсомольцах побывать не довелось из-за дворовой юности… Что же касается его знаменитой трости, то история ее такова. Когда папе было уже за 70, он ехал куда-то на метро, неожиданно по ступенькам эскалатора стала падать женщина. Все посторонились, а он подхватил ее, в результате упал сам. Два месяца лежал в гипсе. Так появилась трость, которая со временем превратилась из медицинской принадлежности в любимого спутника.
Необязательности не прощал

В актерской среде до сих пор памятны легенды о щепетильности Глузского.

Ему часто предлагали переозвучить кого-то из коллег, но прежде чем согласиться, он всегда спрашивал: предупрежден ли тот, кого переозвучивают? А когда режиссер Илья Авербах пригласил его на главную роль профессора Сретенского в свой фильм «Монолог» (одна из лучших работ Глузского), он, зная, что прежде на эту роль был утвержден Бруно Фрейндлих, сам десять раз перепроверил, нет ли со стороны Бруно Артуровича обид. К счастью, не было.
Глузский ценил обязательность, пунктуальность в работе. На репетиции приходил подготовленным и того же требовал от коллег. Увидев, что кто-либо из артистов едва ориентируется в тексте, хотя должен бы знать его наизусть, мог объявить режиссеру: «Сегодня не репетируем! Не го-то-вы!» А уж запах алкоголя на сцене или съемочной площадке… Мог развернуться и уйти без слов.
Хотя при всем том была у Глузского традиция, и о ней киношный мир тоже помнит: устраивать в последний день съемок скромную нешумную пирушку. Причем к столу приглашались не только артисты – Михаил Андреевич звал костюмеров, гримеров, осветителей, ассистентов…

С некоторыми режиссерами он не разговаривал десятилетиями.
– Причина? Все та же необязательность, – поясняет Андрей Глузский. – Бывало, отца приглашали на пробы, хвалили, даже утверждали на роль, а потом выяснялось, что играет другой. Папа объяснял: «Ну пусть бы позвонил, по-хорошему все рассказал – я бы понял, я уважаю видение режиссера, но ставить точку, не сказав ни слова, непозволительно!» И если когда-нибудь этот режиссер снова к нему обращался, он говорил: «А помнишь?.. До свидания!»

Отдельная глава в легендах о Глузском – его изумительная ирония.

– Если стану пересказывать все, в газете места не хватит, – уверяет Иосиф Райхельгауз. – Вот приехали мы однажды с гастролями в Томск. И зазвали нас местные олигархи на супервечер (по их словам). Оказалось – банальный стриптиз. Все сделали вид, что им неинтересно, а Михаил Андреевич сидит, весь – внимание. Одна стриптизерша, совсем юная, воодушевившись, улеглась к нему на стол – и тут Михаил Андреевич, наклонившись к ее ушку, совершенно серьезно, внятно спрашивает: «А мама знает, чем ты тут занимаешься?» Все полегли от хохота. Потом эта фраза стала у нас в театре расхожей.
Из больницы попросился на сцену. Играть
– Мы дружили с Михаилом Андреевичем долгие годы, – рассказывает Вера Глаголева. – Его мнение, его оценка по любому поводу были для меня важнее, чем чьи-либо. Могу сказать, что этот человек изменил меня. Не стало его – и оказалось, что вокруг пустота, звонить некому.

Глузский гордился тем, что ни одно звание, присвоенное ему – ни заслуженного артиста, ни народного, – не было приурочено ко дню рождения. Значит, не к празднику давали, а потому что заслужил! Он был счастлив, получив «Нику» за «Лучшую мужскую роль второго плана» и два года спустя «За честь и достоинство». В его жизни бывали периоды безработицы, бескартинья, но он никогда не опускал руки. Занимался дубляжем. Готовил поэтические программы, выступал с ними в музеях, постоянно репетировал. Резких откликов о коллегах себе не позволял, но если слышал о ком-то из актеров «не востребован», «сидит без работы», говорил: «Не ищет! Лентяй! Не хочет!»

Своей любимой киноролью называл Фрола Федулыча Прибыткова из «Последней жертвы» Петра Тодоровского, хотя известность получил благодаря «Тайне двух океанов», «Тихому Дону», «Десяти негритятам», «Никудышной», фильму «В огне брода нет», ну и, конечно, «Монологу».

А со сценой отношения складывались трудно. 40 лет Глузский служил в Театре киноактера, но играл мало. И возможность исполнить главную роль в паре с Мироновой на сцене «Школы современной пьесы» посчитал удачей. Играл с великой радостью, с азартом. С ответственностью, которую ставил превыше всего.

– Ничто не предвещало беды: в апреле 2001 года родители съездили к друзьям в США, в июне мы с папой собирались на «Кинотавр» в Сочи, – вспоминает Андрей Глузский. – Но в начале мая начались непонятные скачки температуры, и папа лег на обследование. 12 мая температура поднялась под 40, а 13-го он должен был играть в «Чайке». Утром прихожу проведать, зная, что спектакль отменяется. И вдруг папа говорит: «Я, пожалуй, сыграю вечером». Начинаю отговаривать. А в ответ: «Сегодня воскресенье, придут люди, настроенные на встречу с конкретными артистами. И что? Останутся с испорченным настроением? Нельзя разочаровывать зрителя!» И тут я понимаю: решение принято, возражать бесполезно. Едем в театр. Там все в шоке, но стараются не подавать вида: Михаила Андреевича любили, боялись за него. Как он играл в тот день, благодаря каким силам – не знаю. Потом – аплодисменты, цветы, поздравления коллег… Затем быстро в машину. И снова – больница. Почти сразу наступило ухудшение. А через несколько дней папы не стало…

Рита Болотская

Источник: vk.com

Акинфеев назван самым преданным футболистом

Есть футболисты, которые меняют за свою карьеру с десяток клубов. А тех, кто всю жизнь носит майку одной и той же команды, становится все меньше. И среди таких «однолюбов» на первом месте в Европе оказался вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев.

Портал Transfermarkt, подсчитал что голкипер верен красно-синим уже 16 лет 10 месяцев и 20 дней. При этом Игорь является и воспитанником клуба армейского.

Игорь Акинфеев.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Источник: KP.RU

Окно в природу «Он даже не плыл, а бежал ко мне по дну водоема!» Николай Дроздов рассказал, как однажды в Танзании его едва не проглотил бегемот

Замечательный калининградский дождь

Николай Дроздов больше не ведет передачу «В мире животных». Теперь профессор МГУ ездит по городам с лекциями. Недавно в Калининграде он рассказывал об устройстве Вселенной.

— Я вообще в жизни много читал лекций о природе и животных. Я очень хорошо разбираюсь в птицах, в амфибиях и рептилиях, о змеях я могу рассказывать часами. О насекомых могу говорить меньше. Но отдельно взятых историй про насекомых я знаю столько, что если все их объединить, то получится многочасовая лекция, — говорит зоолог.

В Калининграде Дроздов обратил внимание на дождь, но местную погоду ругать не стал, а наоборот принялся ей восхищаться.

— В Калининграде замечательный дождь! Когда прилетели в «Храброво», было ощущение, что садимся в сплошном тумане – это даже не было похоже облака. А садиться в тумане… Вдруг пилот не разглядит, где земля? – смеется Николай Дроздов. — Конечно, за 100 метров уже видно, но надо же заранее рассчитать, где посадочная полоса. Впрочем, я нисколько не переживал. Прекрасно знаю, что сейчас есть самые современные приборы, которые показывают, где ты находишься по отношению к земле. А еще во времена войны, например, таких радио- и эхолокационных приборов не было. Помните песню: «Дождливым вечером, вечером, вечером. Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего…». Если дождь, то взлетать без толку, потому что не найдешь потом аэродром.

— А самый сильный дождь, под который доводилось попасть, помните?

— Это сезон муссонов в Таиланде. Туристы обычно там ездят по пляжам. Но мы, когда вели съемки «В мире животных», пляжей даже не видели. Сразу ехали в парк тигров, парк обезьян, парк слонов. Не подумайте, что сначала оборудуется парк, а потом туда выпускают обезьян. Как раз наоборот! Там, где собираются обезьяны, организуют заповедную территорию. И вот во время муссонов все покрывается водой. Ливень идет, и на земле все пузырится, будто кипит. Очень красиво. Ну а поскольку дождь теплый, то идешь и радуешься – заодно помылся, душ принял. И все растения питаются, все животные пьют. Вода для нас — это все! Когда будет недостаток пресной воды для человека, тогда тяжело придется.

«Не привык лежать на диване»

Любит рассуждать Николай Николаевич и о космосе.

— Если говорить об энергии, то никакого круговорота тут нет. Единственный источник энергии для нас – это Солнце. Оно прогревает и дарит такую колоссальную энергию человечеству! Земля оборачивается один раз в сутки вокруг себя. 12 часов в среднем солнце не светит и холодает, холодает. А есть планеты, которые поворачиваются намного медленнее. Меркурий тот же, за один облет вокруг солнца, поворачивается вокруг своей оси всего два раза. Половина года у него на одной стороне температура +200 градусов, а на другой стороне -150 градусов. Какую жизнь можно устроить при таких температурных режимах?

— Вы продолжаете много ездить по стране. Другой бы давно сказал: «Я на заслуженном отдыхе!» и лежал бы себе на диване.

— Я не привык к этому абсолютно. Сидеть дома мне просто не интересно. Только месяц назад я получил звание Заслуженного. Не артиста, конечно, а профессора МГУ. Я уже около 20 лет профессор. Биография одного моего места работы очень скучная. Я поступал на кафедру биогеографии, там учился студентом, остался в аспирантуре, потом остался там же работать, потом кандидатская, докторская, профессорская. Теперь я Заслуженный профессор. Это трогательно, конечно, что наш ученый совет меня так отметил. Гордыни нет, но приятно.

Не шутите с бегемотом!

Телепередача «В мире животных» — главное дело жизни 82-летнего ученого, который работал в ней с момента ее основания профессором ВГИКа Александром Згуриди.

— Александр Михайлович был тогда знаменитым кинорежиссером, который уже к моменту основания им этой передачи, имел у себя в запасе более 100 фильмов о животных. Он был очень трудолюбивым человеком, — вспоминает Николай Дроздов. — И вот он подал сценарную заявку на имя председателя Гостелерадио. У меня сохранился этот документ, в котором обосновывается важность передачи «В мире животных». Объяснял это еще и тем, что в Европе уже были аналоги. В Великобритании работал зоолог и художник Питер Скотт, во Франции снимал фильмы океанолог Жак-Ив Кусто, в Германии — зоолог и путешественник Бернард Гржимек. Именно директор Франкфуртского зоопарка Гржимек сделал передачи «Место для диких животных», а потом «Для диких животных места нет», то есть показал проблему. Уже тогда он говорил о том, что многие животные вымирают из-за того, что нет пригодных для них мест обитания. Вырубают тропические леса и орангутанам, например, негде жить. Нет дома – нет жизни! Поэтому «экология» в переводе с греческого это «наука о доме».

— Какая из ваших экспедиций была самая яркая?

— Александр Згуриди, пока был ведущим с 1968 по 1975 год, любил экзотические места, дальние районы. Так, в 1971 году он взял меня в Танзанию. Оказаться в саванне и увидеть скопления антилоп гну, жирафов, носорогов, слонов, буйволов и бегемотов – это было невероятно! Обычно поездки занимали 1,5 месяца. Я выступал консультантом и помощником, если надо было подогнать или отогнать какое-нибудь животное (смеется). Я знал, с кем можно шутить, а с кем не стоит.

— Да, попробуй, пошути с бегемотом!

— Точно! Я в то время все фотографировал. Однажды вышел на берег реки, где, как толстые сардельки, лежали бегемоты. И вот они так мирно лежат, и я спускаюсь с крутого обрыва прямо к воде и направляю объектив на ближнего бегемота. Смотрю на его шикарную морду и щелкаю. Замечаю, что я щелкаю, а его «лицо» увеличивается. Гляжу, а он ко мне стремительно движется! Он на меня даже не плыл, а бежал по дну. Он решил меня, вторгнувшегося в пространство его гарема, отогнать с берега. Защищал самок. И не помню, как забрался, но через мгновение я был уже наверху обрыва!

Кому лес, кому — пустыня

— В Калининградскую область в советские годы приезжать доводилось?

— Нет, и вот почему. Во-первых, по Союзу у Згуриди, благодаря отснятым фильмам, было столько материала, что мы эти фильмы просто комментировали. Я был у него одним из выступающих. Во-вторых, в 1975 году зимой мы отправились в Индию на съемки художественного фильма «Рикки-Тикки-Тави». И надо было ведущего «В мире животных» в мое отсутствие кем-то заменить. Згуриди попросил Василия Михайловича Пескова, журналиста, писателя и собкора «Комсомольской правды». Тот стал с 1975 года вести, а я был опять выступающим. Василий Песков очень любил социальные вопросы: «Человек и природа», «Крестьянский двор», «Обращение с домашними животными в городе и деревне». Такие темы у него были. Он очень любил Россию и за рубеж ехать ему совсем не хотелось. Когда стал ведущим, сам ездил на съемки в лесах, не любил пустыни. А потом через два года сказал мне: «Коля, я не могу один, давай по очереди вести передачу». Договорились. Он ездил по Северу, по Прибалтике, в том числе по Калининградской области. А я брал на себя Памир, Кара-Кум, Алтай, Байкал, Курилы и Командорские острова. С 1977-го по 1990 год было замечательное время!

Николай Дроздов поделился воспоминаниями с «Комсомолкой».Фото: Александр КАТЕРУША

Источник: KP.RU

«Дом мог в любой момент взлететь на воздух»: под Екатеринбургом пристав вытащил из огня двух бабушек

Накануне вечером в Сысерти судебный пристав, примерив на себя роль героя-спасателя, вытащил из огня горящего дома двух бабушек. А случилось вот это как.

Выглянув в свое окно, судебный пристав Андрей Кадочников увидел дым, который расстилался вдоль улицы. Его это насторожило, и он решил выйти в ограду дома. Там услышал подозрительные хлопки, решив поначалу, что кто-то просто развлекается, запуская салют.

— Однако вместо фейерверка он увидел, что сильный дым тянется от соседского дома, в котором проживала пожилая женщина 82-х лет, — рассказали в пресс-службе УФССП России по Свердловской области.

А возле дома уже собралась толпа зевак. Внешне он не был охвачен пламенем, но от бани уже исходил жар и сильный дым. Узнав от соседа, что пенсионерка находится в доме – и она там не одна, — Кадочников бросился на помощь.

— Он подбежал к окну пристроенной кухни, через которое и вытащил двух бабушек из дома, охваченного пламенем, — добавили в УФССП. – Вскоре подъехал пожарный расчет, пристав помогал разбирать шиферную крышу бани, обеспечивая путь рукавным линиям, поскольку огонь перекинулся уже на соседний дом.

Но и это оказались не все трудности, которые выпали на долю Кадочникова– на кухне в доме стоял газовый баллон, который в любой момент мог взорваться, а здание бы взлетело на воздух. Но, к счастью, пожарные вместе с приставов-героем сумели предотвратить трагедию.

Мужчина выглянул в окно своего дома, заметил на улице сильный дым и поспешил на помощь. Фото: пресс-служба УФССП России по Свердловской области

Источник: KP.RU

Архитектура России: Триумфальные ворота (Москва)

Тpиyмфaльные вoрота в Москве построены в 1829-1834 годаx и расположены на улице Тверская застава.

фото: avatars.mds.yandex.net

Они, как и принято, воздвигнуты в честь победы или точнее триумфа русских войск в Отечественной войне в 1812 году. Победителей должны встречать с почестями и уважением, поэтому триумфальные арки и ворота ставят при въезде в город.

Они спроектированы по римским образцам откуда и родом сама триумфальная арка. Ворота великолепны и символизируют могущество, силу и красоту.

Источник: https://bit.ly/2AI2iNW